Отличие задвижек от клапанов (вентилей)

Важными элементами газопровода, водопроводной или канализационной систем, а также других промышленных инженерных коммуникаций являются вентили (клапаны) и задвижки. Эти запорные элементы трубопроводной системы выполняют функцию открытия и перекрытия подачи вещества, транспортируемого по трубам (вода, газ и т.д.). Разница между клапаном и задвижкой определяется различной конструкцией их запорных органов.

Вентиль и задвижка

Основные характеристики задвижек

Вентиль

В задвижках используется затвор в виде диска, листа или клина. Он двигается под углом 90 градусов к потоку вдоль колец седла корпуса. Они бывают 2 типов: суженные и полнопроходные. В суженных диаметр трубопровода больше диаметра уплотнительных колец.

Также задвижки разделяются по способу движения шпинделя. Он может быть вращаемым невыдвижным и с выдвижным штоком. Вращаемый шпиндель при работе с задвижкой осуществляет только радиальное движение. Шпиндель с выдвижным штоком – поступательное или винтовое.

Основные характеристики клапанов

Клапан

В отличие от задвижки, данная запорная арматура оборудована конусоидальным или плоским тарелкообразным затвором, который осуществляет возвратно-поступательные движения вдоль поверхности седла.

Клапаны могут быть предохранительными, запорными, регулирующими, обратными и т.д. Бывают одно- и двухседельными. Клапан ручного действия, с резьбовым перемещением затвора, называют вентилем. Запорные клапаны полностью перекрывают поток. Они бывают только односедельными.

Эффективней работают задвижки при высоком давлении в трубопроводах или при их диаметре от 300 мм. Конструкция вентилей более простая, в связи с чем их цена ниже. Одностороннее давление гарантирует более плотное прилегание заслонки к седлу, из-за чего задвижки являются более надежными запорными устройствами.

Блокирующие элементы задвижек могут либо полностью перекрывать поток жидкости или газа, либо быть полностью открыты, в то время как вентили могут использоваться только в качестве регулирующих элементов.